Бронзовый век. Фатьяновская культура

12.04.2019

Максим Фурсов, зав.отделом археологии Музея Москвы 

Появление бронзового века на территории Подмосковья связано с фатьяновской археологической культурой. Если волосовцы имели в своем инвентаре единичные медные или бронзовые вещи, то фатьяновские памятники богаты на эти находки довольно богаты.

Свое название культура приобрела в 1873 году по первому исследованному графом А.С. Уваровым памятнику у деревни Фатьяново в Ярославской губернии. Хотя изначально этот памятник был отнесен к каменному веку, но находки бронзовых вещей на аналогичных памятниках дали основание датировать его бронзовым веком.

Фатьяновская археологическая культура это локальный вариант более широкой культурно-исторической общности, проживавшей на территории Европы, – культуры боевых топоров, также известной, как Культура шнуровой керамики. Раскинувшаяся на огромной территории, довольно воинственная, знающая обработку металла, занимающаяся кочевым скотоводством – эта культура проникает в волго-окский бассейн на рубеже I и II тыс. до н.э. По мнению ряда исследователей, культура шнуровой керамики представляет индоевропейскую группу языков, то же самое можно сказать и о фатьяновцах. Ареал распространения этой культуры достаточно широк. Фатьяновские древности встречаются на территории Московской, Тверской, Калужской, Новгородской, Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской областей. Но их распространение не однородно. Наибольшее количество памятников приходится на Московскую и Ярославскую области. Еще одной особенностью фатьяновских памятников является то, что они представлены только могильниками. На территории Подмосковья не найдено на данный момент ни одного поселения фатьяновцев, но, между тем, хорошо представлена материальная культура, исследованная на более чем 2-х десятках могильниках.

Могильники располагаются на высоких берегах рек и на начальном этапе культуры они, видимо, были связаны с путями миграции населения в поисках пастбищ и соседствуют с заливными лугами и поймами. Говорить о типах разводимых фатьяновцами животных без раскопанных поселений не приходится, но если судить по костям, из которых сделаны орудия труда, то это свиноводство и овцеводство. В более поздний период появляется кость крупного рогатого скота. На поздней стадии развития культуры грунтовые могильники сменяют курганные.

Характерными признаками фатьяновского могильника является кубковидная керамика и сверленые гранитные топоры. Фатьяновцы хорошо знали ковку и литье. Есть погребения ремесленников, включавшие в себя приспособления для литья и ковки, в частности такое погребение известно на верхней Волге. Судя по качеству медного сплава, технология изготовления меди была освоена ими в совершенстве и добывали они ее не только из медносодержащих руд, но и из медьсодержащих песков верхнего Поволжья.

Но несмотря на орудия из меди и бронзы, огромную роль играли изделия из кремния, в обработке которого фатьяновцы достигли совершенства.

В исторической науке существует дискуссия по поводу отсутствия поселений фатьяновской археологической культуры. На востоке, в среднем Поволжье, известно несколько десятков поселений фатьяновской культуры, но на территории Подмосковья можно говорить о наличии фатьяновских предметов в слое позднее волосовских памятников. Изначально ученые, находя кремневые предметы фатьяновского типа на волосовских поселениях, считали это заимствованием, сейчас же бытует мнение о том, что фатьяновцы либо сменили волосовское население, либо ассимилировали, либо были ассимилированы им. Западные исследователи предполагают, что фатьяновцы представляли собой военные отряды, которые продвигались в глубь враждебной территории и не оставляли соответственно поселений. Но данная версия также не состоятельна в виду наличия достаточно долго существовавших (на протяжении нескольких сотен лет) могильников, которые никак нельзя обнаружить визуально.  Историческая наука знает не единичные примеры, когда пришлое население, обладающее более воинственной натурой, подчиняло себе местные земледельческие племена, как это часто происходило в южных степях. Подобная  ситуация вероятно развивалась и здесь. Именно по этой причине на волосовских памятниках нет четкого фатьяновского слоя, но можно говорить о достаточно большой составляющей фатьяновских вещей в поздних волосовских поселениях. Также это объясняет наличие достаточно длительных захоронений, включавших в себя представителей, часто, одного рода. О насильственной колонизации фатьяновскими племенами говорят и факты столкновений их с волосовцами. В могильнике Николо-Перевоз в Московской области найдены захоронения, простреленные волосовскими стрелами, в свою очередь, ряд авторов упоминает захоронения волосовцев со следами проломленных боевыми топорами костей и черепов.

Сами топоры, исполненные с высокой степенью мастерства, были не просто оружием, но и по предположению ученых, это были ритуальные предметы в финальном этапе развития фатьяновских племен, поскольку именно этот предмет является характерным спутником фатьяновской культуры. Он встречается во многих захоронениях, на территории Москвы встречены в случайных находках, поскольку не разрушенного культурного слоя бронзового века на территории столицы пока не найдено. Часть случайных находок фатьяновской культуры происходит и с территория Кремля. ---

Еще одним признаком фатьяновской археологической культуры является характерная круглодонная керамика. Она могла различаться по форме венчика, но при этом все сосуды невелики и предназначались для 1-2 человек. Ранее на основании размеров керамической посуды делались выводы о родовом строении племени и величине этой родовой ячейки, но фатьяноская посуда не дает таких выводов, поскольку имеет ритуальный характер. Если принять за условие существование фатьяновцев на памятниках волосовского типа в роли племенной верхушки, то можно предположить, что собственно фатьяновская керамика использовалась индивидуально.

Большой простор для размышлений дает исследование узоров, украшающих фатьяновскую керамику, – здесь и символы засеянных полей и различные варианты земледельческих мотивов, что является косвенным доказательством существования у фатьяновских племен земледелия. Но между тем, стоит отметить, что Н.А. Кренке под Звенигородом в слоях бронзового века найдены следы пашни, что говорит о 100% существовании земледелия на территории Подмосковья в середине 2 тысячелетия до н.э.

Если говорить о верованиях фатьяновских племен, то наконец-то у археологов достаточно данных для интерпретации. С одной стороны фатьяновцы поклонялись солнцу, что неудивительно для племен, владеющих земледельческими навыками. Кроме того, интересна орнаментация и узоры на днищах фатьяновских сосудов, она впервые дает изображения, которые достаточно сложно интерпретировать двояко. Еще одним косвенным признаком солярного культа является использование огня и углей при погребальном обряде. Кроме того, расположение фатьяновских могильников на высоком холме или на берегу реки, открытом солнцу, также подтверждает данную теорию.

Погребения совершались в грунтовых могилах, в камерах состоявших из бревен или досок (бересты, луба) прямоугольной формы, подобные погребения встречаются на всей территории Европы, где была распространена культурно-историческая общность шнуровой керамики, что говорит не только об общности материальных, но и духовных культур. Покойника, завернутого в бересту или в шкуры, клали в сооружение, часто на большое количество углей и покрывали сверху настилом из досок. Почти в каждом захоронении есть следы либо кострища, либо отдельных углей в районе головы или ног, что может говорить о культе огня. Погребения обычно в скорченном состоянии, что говорит о веровании с перерождением в новом мире после смерти, положение покойников в мужских погребениях на запад и юго-запад, а в женских на восток и юго-восток еще раз доказывает поклонение солнцу.

Возраст захоронений мужчин от 30 до 50 лет, детей от 2-5, женщины редко доживали до 40. Есть несколько похороненных, которые при жизни достигли возраста 60-70 лет, обычно это самые богатые захоронения.

Известны фатьяновские захоронения, которые включают богатый погребальный инвентарь и, в частности, профессиональные принадлежности покойников, литейные формы, литые предметы, торы и керамику, украшения.

Украшения говорят еще об одном элементе верований фатьяновских племен – медвежьем культе, поскольку украшения – это амулеты из когтей и зубов данного животного.

Антропологический тип фатьяновцев – южно-европеоидный.

В середине второго тысячеления на юге московской области появляются племена абашевской археологической культуры. В Подмосковье известно всего несколько могильников. Основная часть абашевских племен проживала южнее и восточнее.

Часть авторов считает абашевские памятники развитием фатьяновской культуры, Третьяков П.Н. связывал абашевцев со среднеднепровскими культурами. В Музее Москвы хранится только 1 коллекция Абашевской археологической культуры Орловские курганы, раскопанные Розенфельдом.

Распространена была эта культура на достаточно большой территории: от северного Донца на западе, до реки Тобол в Сибири и от Московской области на севере, до низовьев Волги на юге. Основой экономики абашевских племен был о земледелие и скотоводство. Разводили крупный рогатый скот и коней.

На территории Подмосковья нет ни одного поселения. Все памятники представлены могильниками. В погребениях встречаются колоколовидные горшки и сосуды баночного типа. Инвентарь беден и не дает представления о развитии культуры на территории Подмосковья. Скорее всего абашевские племена в немногочисленных количествах проникают на север из-за не благоприятности природных условий для ведения хозяйства.

Поделиться

Отменить