Найдёнов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Т. 2 Белый город. М., 1882 

Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке

Алексей Яковлев, ст.научный сотрудник Государственного института искусствознания Минкультуры РФ, научный сотрудник НИИТИАГ, ст.преподаватель РГГУ 

Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке (1790-1803, архит. М. Ф. Казаков) широко известна благодаря своей экстравагантной архитектурной композиции. Небольшой московский храмик ныне затеснён высотным домом, построенным в советские годы со стороны Старосадского переулка. Однако замечательный памятник сохранился в то время, когда церкви сносили почти поголовно, именно благодаря своей живописной и оригинальной форме, за которую его полюбили москвичи.

Существующий каменный храм построен на месте древнего, также каменного, известного с 1639 года. К 1720-м он уже был двухэтажным и трёхпрестольным. Нижняя приходская церковь была освящена во имя Св. Николая с приделом Свв. Косьмы и Дамиана. Верхний Казанский храм был ружным, т.е. частным и состоял на руге (денежном довольствии) князей Куракиных а затем Черкасских. 

В конце XVIII в. прихожане пожелали построить на месте сильно обветшавшего храма новый. По прошению священника и прихожан от 1790 года Казанский престол упразднялся, и храм получил новое посвящение во имя иконы Спасителя Исцелителя расслабленного Косьмодемьянским приделами. Новое посвящение связано с недавним прославлением чудотворной иконы Спаса-исцелителя, хранившейся в церкви. Храмоздателем был подполковник М. Р. Хлебников, построивший дом напротив (сейчас в нём посольство Белоруссии). 

Проект был составлен знаменитым московским зодчим Матвеем Федоровичем Казаковым. Закладка состоялась в 1791 году, строительство закончилось в 1793 году, но отделка некоторых интерьеров продолжалась до 1803 года. В 1812 году храм разграбили французы. В 1855–1857 и 1893 годах его ремонтировали. До революции в интерьере сохранялись иконостас середины XIX в. и настенные росписи. 

Объём церкви состоит из двусветной купольной ротонды главного храма, которую окружают словно хороводом три малых ротонды алтаря и приделов, соединённых с трапезной и колокольней, имеющей круглый ярус звона. В плане четыре ротонды вписаны в воображаемый треугольник, а вся композиция имеет пирамидальный силуэт, благодаря тому, что центральная ротонда выше остальных.

Общая живописность силуэта и разнообразие объёмов роднит храм с памятниками барокко и нарышкинского стиля. Скупая декорация фасадов напротив уже предвосхищает стилистику ампира с его лаконичным архитектурным языком, оперирующим чистыми стереометрическими объёмами. Гладкие стены с некрупными прямоугольными окнами и двухколонными портиками тосканского ордера, контрастируют с вычурными главками церкви.

В сложном и необычном плане церкви, построенном на соединении круга и треугольника, центричность, которой увлекались мастера Ренессанса, барокко и классицизма, соединена с продольно-осевой направленностью, традиционной для приходских храмов в России. 

Матвей Казаков удачно соединил традиционный для московской архитектуры образ многопрестольного храма с новейшими французскими архитектурными увражами. Одним из прототипов, который вдохновлял Казакова, был проект треугольного «Храма Войны» из популярной книги Ж.-Ф. Неффоржа, опубликованной в 1765 г.

Под влиянием этого проекта в Москве и окрестностях были построены ещё два храма треугольной формы. Отставной генерал-прокурор А. И. Глебов выстроил в своей усадьбе Виноградово церковь Владимирской Богоматери (1772-1777); а всесильные братья Орловы заказали церковь Георгия на Всполье (1779-1788, не сохр.) на углу Малой Никитской и Вспольного переулка. 

В архитектуре провинции существует немалое число повторений церкви на Маросейке. Причина столь большой популярности архитектурных форм московского храма в их совершенстве. Треугольная композиция из нескольких ротонд не только привлекала внимание своей яркостью, но и, по видимости, была удобна с функциональной точки зрения.

Некоторые храмы почти буквально повторяют формы московского храмика. Например: церковь Спаса Нерукотворного в с. Протасьев Угол (1792–1795) Рязанской обл., церковь Николая Чудотворца в Карачарово (1795) Московской обл., Смоленский храм в с. Кочемли (1791–1798) Тверской обл., или церковь Дмитрия Солунского в Шимоново (1800–1805) Московской обл. Можно вспомнить ещё целый ряд таких «архитектурных клонов».

церковь Николая Чудотворца в Карачарово

Другие храмы являются вольными репликами. Например, в церкви Вознесения в подмосковной Коломне (1792–1799, арх. М. Ф. Казаков (?)) повторена лишь центральная ротонда. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Березовке (1798–1810) Богородицкого р-на Тульской обл., заказанная Д. М. Ляпуновым, является оригинальным гибридом из трех ротонд с полукруглой апсидой и паперти с двумя парными колокольнями. Необычная церковь во имя Св. Духа в с. Козулино (1809, не сохр.) Смоленской обл., выдержанная в стиле псевдоготики, была двухэтажной.

церковь во имя Св. Духа в с. Козулино (1809, не сохр.) Смоленской обл. Архив СПАМИР ГИИ МК РФ.

Колоссальная двухэтажная церковь Воскресения Христова в Матренино (Рощино, 1804–1821, арх. П. И. Щетинин, Ф. Кампорези) Владимирской обл. также соединяет тему трех ротонд с двухбашенным западным фасадом и массивной трапезной. Рядом возвышается отдельно стоящая колокольня.

Так весьма разнообразно трактовали провинциальные зодчие и заказчики архитектуру популярного московского храма.

Источники

Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957 С. 346 (прим. 180).

Дьяконов М. В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII–XIX вв. // Русский Город. Вып. 3 М., 1980 C. 258–259.

Каждан Т. П. Новые данные о В. И. Баженове. // Неизвестные и Предполагаемые постройки В. И. Баженова. М., 1951


Московская Церковная Археология. Храмы и Приходы Ивановской Горки и Кулишек. Под ред. А. Л. Баталова. М. 2007 С. 250–288. 


Перфильева Л. А. Увражи Ж.-Ф. Неффоржа и практика усадебного строительства в России второй половины XVIII в. // Русская Усадьба. Вып. 4 [20]. М. 1998 C. 292 

Яковлев А. Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Прототипы и повторения // Архитектурное наследство – Вып. 51 М.: УРСС, 2009 С. 228–251. 

Яковлев А. Н. Трехосные центрические храмы в России эпохи классицизма и их европейские прототипы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2015 С. 540–554. 

J.-F. Neufforge. Recueil Elementaire d’Architecture… Volume VI. A Paris. 1763–1765. Pl. 397–398.

Поделиться

Отменить