Средневековое кладбище в Московском зоопарке

 

Улицу Красная Пресня в некоторых источниках называют древней дорогой на Волок Ламский и Новгород Великий. История освоения и заселения пресненской местности пока практически неизвестна. По источникам известно только село Кудрино, которое имело 14 "тянувших" к нему деревень и первоначально принадлежало князю Владимиру Андреевичу Храброму - брату Дмитрия Донского и герою Куликовской битвы. Также известно о том, что в конце XVII века в нижнем течении реки - от территории, которую занимает Зоопарк, и далее в сторону Москва-реки - по повелению патриарха Иоакима были выкопаны пруды. В них разводили рыбу для царского и патриаршего обихода. Тот, что в Зоопарке, был Верхним прудом. За метро "Краснопресненская" и на месте стадиона, построенного в 1922 году, находился Средний Пресненский пруд, и чуть ниже еще 2 пруда поменьше у Горбатого моста.
http://rgada.info/geos2/zapros.php?nomer=68 

вид нижнего течения Пресни, проходящего под землей. Фото 1955, источник: Pastvu.com (из архива А.Задикяна). Обработано редакцией

вид нижнего течения Пресни, проходящего под землей. Фото 1955, источник: Pastvu.com (из архива А.Задикяна). Обработано редакцией.

К западу от пруда, за оградой Зоопарка, проходит Волков переулок - его можно видеть даже на картах Москвы конца XVIII века. В августе 1994 года близ переулка в этой части Зоопарка проводилась реконструкция - примерно в 15-20 метрах от ограды делались технические котлованы (примерно напротив дома 5 по Волкову переулку).

фрагмент карты Москвы 1739 г. Местность вокруг Пресни. Источник: retromap.ru                                     

   

фрагмент карты Москвы 1739 г. Местность вокруг Пресни. Источник: retromap.ru         

Там обнаружено несколько белокаменных могильных плит, целых и расколотых - всего 14 надгробий из 28 фрагментов со специфическим древним узором "волчий зуб" - мелкие равнобедренные треугольники, противопоставленные друг другу. 4 плиты сохранились полностью. Под некоторыми плитами на глубине 0.5-0.7 метров оказались человеческие кости. Найдено также и одно детское надгробие 30/37см. 

из статьи С. Чернова "Некрополь в Московском Зоопарке на Пресне и локализация Большого двора княза Владимира Андреевича на "трех горах". Культура средневековой Москвы. / Исторические ландшафты 

 

Самое интересное, что лишь одна из плит имеет надпись (эпитафию). Слова разделяют крупные декоративные точки.

лет 7049 (1540) месяца ноябя преставися раба божия инокиня скимница Анисья в день Михаила Архангела (отмечается 8 ноября по старому стилю).

Почему другие плиты не имели эпитафий – современному человеку не совсем понятно, но археологи говорят, что для средневековых захоронений надгробия без надписей не редкость.
Доцент кафедры источниковедения РГГУ, к.и.н. Сергей Шокарев объясняет, что эпитафии на плитах появились в последней четверти 15 века - вероятно, для нужд поминовения в связи с усложнившейся поминальной практикой. По его словам, в XI-XIII вв. надгробия были в виде саркофагов, заимствованные из Византии, простых людей хоронили тогда под курганами, в городах - могилы грунтовые, без памятников. С XIII в. стали употреблять валуны. В XIV в. появляются первые белокаменные плиты, и то у знатных, в основном, лиц. Наконец, с конца XV в. появляются уже надписи. "Почему их не было ранее? Видимо, потому, что не было индивидуального надгробия как такового, не было вообще стремления как-о отмечать захоронения, - продолжает он, - Князей, епископов и так знали, а по простым людям служили тризну и все. К тому же, их роль в какой-то степени выполняли поминальные граффити".

Толщина найденных плит разная, от 6 до 15 см. Раскопки фиксировались сотрудником Музея Москвы С.Шполянским, в дальнейшем с плитами и фрагментами работали заведующий Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, д.и.н. Л.Беляев и ведущий научный сотрудник Отдела археологии Московской Руси Института археологии РАН, д.и.н. С.Чернов.

По мнению Леонида Беляева, надгробия датируются концом XV – второй четвертью XVI века. Напомним, конец ХV века это время строительства кирпичных стен Кремля и подчинения Новгородского княжества Москве. А в 1540 году - в год смерти инокини Анисьи - Ивану Васильевичу Грозному было всего 10 лет, а мощным стенам Китай-города всего 2 года.

Далее, в апреле 1995 года, были проведены раскопки в северо-западной части Зоопарка, в 23 метрах от пересечения Волкова и Зоологического переулков, совсем близко от прежнего русла речки Пресни - оно идет по линии нынешнего Новопресненского переулка. Там найдено множество костей домашних животных (лошади, свиньи, коровы, овцы). По мнению исследователя Л.Алексеевой, костные останки представляют собой отходы пищевого производства, вероятно кухонные отбросы. По зубам коровы удалось определить, что она была довольна молода, примерно 1.5 года. Там же найдены слюда, обломки глинобитной печи, сломанный гвоздь. А также образцы керамики: красноглиняная гладкая, белоглиняная грубая, белоглиняная гладкая, краснолощеная и чернолощеная. Найдено два венчика, выполненных в архаической технике (примеси крупнозернистого песка, неровная поверхность, волнистый орнамент по шейке), которые имеют аналогии в группе комплексов в Историческом проезде - они отложились незадолго до пожара 1493 года.
С. Чернов делает вывод о том, что культурный слой тут начал откладываться в последней четверти XV и жизнь на этом участке селища продолжалась в первой XVI века (белоглиняная грубая посуда) и во второй половине XVI века (белоглиняная гладкая керамика, которая получает распространение с 1560х годов). Кладбище и следы поселения, располагавшиеся одновременно на коренном берегу реки, говорят о том, что здесь был типичный для средневековой Москвы и Подмосковья комплекс селище-могильник. Интересно, что здесь не обнаружено следов жизнедеятельности XVII века, то есть, к этому времени по каким-то причинам это село перестало существовать.
Если здесь – на берегу Пресни – есть погост и поселение, значит скорее всего была и церковь.
Поселение с кладбищем, продолжает Чернов, располагалось менее, чем в полукилометре от церкви села Кудрина, на противоположном берегу реки, близ Волоцкой дороги. По его мнению, эта топографическая ситуация вполне типична для размещения княжеского двора и села. Поэтому есть основания интерпретировать археологический комплекс в Зоопарке как поселение и церковный погост, развившиеся (в период, когда эти земли перешли к митрополии) на месте двора и церкви на "на Трех горах" князя Владимира Андреевича.
«В целом это интерпретируется как следы села с храмом и кладбищем, - рассказал Сергей Чернов, - в статье я интерпретировал этот археологический памятник как "Большой двор на Трех горах" кн. Владимира Андреевича Храброго».
«Что касается следов деревянной церкви, то даже раскопки могильников широкой площадью не всегда позволяют обнаружить следы церкви, - продолжает Чернов - От деревянных церквей остаются лишь плитка пола (если он не был деревянным) и "пятно" на плане могильника, если он раскопан полностью (раскоп должен быть площадью более тысячи квадратных метров)».

В качестве доказательства автор сравнивает пресненский комплекс с рядовыми некрополями подмосковных сел XIV-XVI вв. На тех памятниках, где проводились раскопки или сохранность объектов позволяла полагаться на результаты поверхностной фиксации, выявлялась такая картина. Некрополь имел в поперечнике 50-80 метров (площадь 2000-3000 кв.м) и содержал по большей части валунные надгробия, которые лишь в некоторых местах чередовались с белокаменными плитами. В Московском Зоопарке все по-другому: на пространстве 50 метров было обнаружено 14 белокаменных плит и ни одного валунного надгробия. Даже если принять во внимание, что некрополь, обращенный в сад в конце XVII века, сохранился лучше других, отсутствие валунных надгробий останется без объяснения. Судя по всему, до создания сада поверхность кладбища была буквально устлана белокаменными надгробиями. И это мало похоже на рядовые сельские могильники московской земли.

из статьи С. Чернова "Некрополь в Московском Зоопарке на Пресне и локализация Большого двора княза Владимира Андреевича на "трех горах". "Культура средневековой Москвы. / Исторические ландшафты

 

Но в конце XVII века – в нескольких сотнях метров от поселения и кладбища – на холме над Пресней (где стоит Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах) царь Федор Алексеевич в 1681 году выбрал место для строительства загородного деревянного дворца, который получил название Воскресенский. Здесь же находилась Воскресенская церковь. Все это отчетливо зафиксировано на карте 1682 - самая ранняя карта Пресни. Сегодня здесь проходит Зоологический переулок. В Воскресенском селе, кстати, бывал и брат Федора Алексеевича - Петр. Здесь, как сообщает исследователь истории Москвы С.К. Романюк, он тешился фейерверками. Отсюда же 1694 г. пошел с походом под Кожухово И. И. Бутурлин вместе со стрелецкими полками, чтобы встретиться с Ф. Ю. Ромодановским в битве потешных с регулярными войсками. Далее в в 1725 году в Москву приехал со свитой гонимый грузинский царевич Вахтанг Леванович. которому дали здесь большой участок земли - вдоль русла реки Пресни и Пресненских прудов. Отсюда дальнейшие названия улиц - Большая Грузинская и Малая Грузинская. Здесь же на холме, на месте Воскресенского дворца, грузины к середине XVIII века построили свой храм. Сначала он был деревянным, но после пожара 1779 года, в 1788 году прихожане обратились с просьбой к митрополиту Платону (Левшину) разрешить начать строительство каменной церкви. Храм Георгия в Грузинах существует до сих пор, хоть и обезображенный советскими пристройками. Кстати на месте грузинского храма в некоторых источниках упомянута некая деревянная церковь Иоанна Богослова, но никаких археологических подтверждений этому пока нет.


Источники:

Чернов С.З. "Некрополь в Московском Зоопарке на Пресне и локализация Большого двора княза Владимира Андреевича на "трех горах". Культура средневековой Москвы. / Исторические ландшафты. М.: 2005. Т. 3.

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М.:1998 

Поделиться

Отменить