Освещение в Москве до XX века

Сергей Шокарев, к.и.н., доцент кафедры источниковедения РГГУ


За далью веков глубокая древность окутана для нас тайной и темнотой. Недаром, говорят и пишут о «темном» периоде средневековья, вкладывая в это определение как переносный, так и прямой смысл. Действительно, наши предки, жившие в большей гармонии с природой, чем современный человек, признавали в качестве основного источника света – свет солнца, почитая его как подателя жизни и ее благ. С наступлением темноты поселения погружались в сон; световой день определял основной распорядок дня. Люди прошлого не боролись с наступавшей темнотой, а ложились спать по нашим представлениям рано, но вставали с восходом солнца. Домашнее освещение было весьма незначительным, уличное же освещение в древней Москве и вовсе отсутствовало.

Археологические раскопки показывают небогатый арсенал осветительных приборов русского средневековья. Древняя Русь до принятия христианства, по-видимому, и вовсе не знала никаких средств освещения кроме простейшей лучины в доме и факела на улице. В крестьянском обиходе лучина сохранялась едва ли не до XIX века. Жилища первых славянских поселенцев на территории Московского края (не ранее XI в.) представляли из себя сруб – избу, – состоявшую, как правило из одной единственной комнаты, к которой могли примыкать сени. Изба имела одну дверь и маленькое волоковое оконце размером не более чем 20 на 40 см, закрывавшееся деревянной дощечкой, служившее для проветривания, но света не дававшего. Для освещения служила исключительно лучина, закреплявшаяся в специальном железном приспособлении – светце. Кованные железные светцы во множестве находят при раскопках поселений и городов вплоть до XVIII в. Они были как простыми,так и фигурными и могли вбиваться или ввинчиваться в стену. Для закрепления в стене конец светца делался острым либо витым как у буравчика. В светце могли закрепляться как пучки лучин, так и отдельные лучины. Так в средневековье освещались дома большинства простых горожан.

светец 

Еще в домонгольское время употреблялись керамические светильники, в которые заливалось масло и опускался веревочный фитиль. Они назывались жирниками или кагенцами. Для ранних археологических слоев Москвы (XIII вв.) подобные находки редки, но уже с XIV—XV вв. встречается значительное число красноглиняных светильников, делавшихся в виде черпака с ручкой. Диаметр таких светильников 8—10 см при высоте 3—4 см. Корпус светильника лепился на гончарном круге, а ручка в виде круглого глиняного валика лепилась от руки и примазывалась к сосуду. На ручке одного из таких светильников, найденного при раскопках в Москве, обнаружен процарапанный знак креста. Подобная форма светильников бытовала вплоть до начала XVI в. Другая форма светильников XVI—XVII вв. – широкие открытые миски на небольшом стояке. От верхнего края миски отходит трубочка для фитиля, край которой иногда сверху вырезан на одну четверть. Подобные светильники изготавливались из белой глины, являвшейся основным материалом московских гончаров XVI—XVII вв. Размеры этих светильников различны – от 6 до 12 см при диаметре 13—21 см. На всех светильниках видны сильные следы закопчения.

глиняный светильник

В слоях XVI—XVII вв. встречаются светильники имеющие другую форму и выполненные по другой технологии. Это – небольшие чернолощеные сосудики, изготавливавшиеся так, что они приобретали темно-серый или черный свет, а затем лощились речными гальками до блеска. Появление чернолощеной керамики связано с распространением металлических изделий, которым и подражала матовый черный блеск чернолощеных сосудов. Чернолощеные светильники представляют собой небольшие сосудики-ковшики с дном в виде уплощенного конуса, а в более поздних экземплярах – почти плоским дном. Они имели высоту 3—4 см при диаметре 3—5 см, светильники XVIII в. были высотой 4,5—5 см и диаметром 5,5—6 см. Ручки у этих сосудиков более вытянутые и круглые в сечении. Находка в 1950 г. в Зарядье сосудика с гвоздем, сохранившимся в отверстии ручки, показывает способ их крепления – при помощи гвоздя к стене или какой-либо другой деревянной поверхности. Вероятнее всего, большая часть этих светильников были лампадами, ставившимися перед иконами, однако, они могли употребляться и для домашнего освещения. В XVII в. появляются и бумажные фитили, носившие название светильце или светильно.

Свечи появились на Руси, вероятнее всего, с введением христианства из Византии и надолго стали принадлежностью церквей и богатых домов. В то же время, далеко не во всех церквях могли себе позволить восковые свечи. Житие преподобного Сергия Радонежского повествует, что святой долге время употреблял лучину при богослужении. Свечи были восковыми, сальными или масляными, а по технике изготовления отличали также маканые свечи, изготавливавшиеся путем макания фитиля в расплавленный воск или сало. Отличались свечи и по размерам – большого литья, мелкого литься. Существовали и свечи весьма значительных размеров – ослопные (от слова ослоп – дубина), использовавшиеся в церковных процессиях, так называемые выносные; из держали в руках без каких-либо подсвечников. Наконец, по форме свечи могли быть гладкими или витыми, т.е. винтообразно оплетенными восковыми жгутиками. Свечи активно использовались в богослужении и при торжественных процессиях – крестных ходах и похоронах, когда участники держали в руках зажженные свечи. Писатель XVII в. Г.К. Котошихин сообщает, что при царских похоронах людям «всякого чину» раздавали более 10 берковец свеч, т.е. 160 пудов (!). В то же время, восковые свечи были очень дороги. Пуд воска стоил в конце XVI в. более полутора рублей, а в конце XVII в. – 4 рубля. Для сравнения скажем, что оклад служилого человека невысокого ранга равнялся 5—10 рублям в год, а высший боярский оклад – 400 рублям. Село с несколькими деревнями можно было купить за 100—200 рублей, а кунью шубу – за 5—6 рублей. Еще в XVI в. повседневное освещение восковыми свечами было не под силу и царской казне и дворец освещался сальными свечами, но в XVII в. восковые свечи более широко входят в обиход зажиточных москвичей. Подробная роспись освещения многочисленных комнат царского дворца в 1699 г. показывает, что в год уходило до 879 пудов и 17 и 1/4 гривенок.

Погребение Василия III. Видны люди со свечами в руках. Лицевой летописный свод XVI в

Свечи изготавливали особые мастера – свечники. Встречались среди них и женщины – свечницы (свещницы). В одном из документов XVII в. говориться: «Федосья свещница делала пуд сальных свеч». От этой профессии произошла и достаточно распространенная фамилия Свечников, Свешников.

Формы подсвечников XVI—XVIII вв., обнаруженных при раскопках в Москве весьма разнообразны. В слоях XVII—XVIII вв. достаточно часто встречаются белоглиняные подсвечники. Все они однотипны. У них средней высоты стержень (столпчик) в верхней части которого расположено гнездо для свечи (трубка), отделанное воротничком, который мешал воску или салу затекать на стержень. Стержень стоял на блюдечке (поддоне). Высота таких подсвечников обычно 10—13 см, диаметр блюдечка – 9-13 см, диаметр гнезда для свечи 15—20 мм (наиболее часто – 18 мм). В гнезде одного из таких подсвечников, найденного при раскопках на Яузе сохранился остаток восковой свечи; у другого в гнезде сбоку была проделана дыра для извлечения остатков свечи. Такие подсвечники изготавливались на ножном гончарном круге из глины хорошего качества. Сначала на круге изготавливался цилиндр, низ которого при оглаживании превращался в блюдечко, а верх отжимался до стержня. Встречаются частично лощеные и расписные красной краской (обычно поздние) глиняные подсвечники.

Железные подсвечники (шандалы, шанданы, шендалы) изготавливались кузнецами из меди или железа. Металлические подсвечники были стенные (крепившиеся к стенам), напольные, настольные, ручные разных форм и размеров. В XVII в. в домах у богатых людей были струнные медные подсвечники, сделанные их натянутых медных проволок . Для ночного освещения использовались медные ночники в виде подносов или больших сковород, которые стояли для безопасности в деревянных коробьях. 

Распространены также были и деревянные настольные и напольные подсвечники, которые, зачастую были раскрашены. Такие напольные цилиндрические напольные подсвечники назывались деревянными свечами. Во дворце были золотые и серебряные подсвечники, которые употреблялись только в торжественных случаях. Большинство из них были заграничной работы и были получены в числе даров от иностранных посольств. Они были искусно сделаны и представляли различные аллегорические и фантастические фигуры. Например, один из стенных шандалов царского дворца имел следующий вид: «птица вверху позолочена, сама себя ест; в средине два человека, мужеск пол держит рукавицу перщатую, а женский пол держит мужика за правую руку». 

серебряные подсвечники XVII в. 

 

Другим видом светильников были фонари, делавшиеся из слюды, окованной железом. И.Ф.Кильбургер, составивший описание России при царе Алексее Михайловиче, пишет, что «русские фонари делали из слюды весьма красиво и на разные цены». Фонари могли быть узорчатыми, расписанными различными красками, позолоченными. В хоромах царицы Евдокии Лукьяновны, супруги царя Михаила Федоровича висел фонарь «слюден, теремчат о девяти верхах с нацветы с розными, по нем писаны розными краски травы в кругах, на травах птицы розные». Обычно, фонари были четырехугольные или шестиугольные. Активно использовались большие фонари на шестах при крестных ходах и других торжественных церковных процессиях.

фонарь XVII в 

  

При торжественных приемах в царском дворце зажигались свечи в паникадилах – люстрах, имевших разное количество рожков. Паникадила были чрезвычайно искусной работы, в основном, иностранного производства. Греческий архиепископ Арсений Елассонский таким образом описывает паникадило, висевшее в хоромах царицы Ирины Годуновой, супруги царя Федора Ивановича: «В палатах царицы Ирины висел превосходной работы лев, державший в руках змею, а к змее было привешено множество прекрасных канделябров наподобие корзин». В 1602 г. во время приема царем Борисом Годуновым датского герцога Иогана во дворце висело диковинное паникадило, в котором находились часы с боем. Описи царского дворца XVII столетия упоминают серебряные и позолоченные паникадила с хрустальными деталями. В 1682 г. токарь-иноземец Иван Ган сделал паникадило из слоновой кости «а на паникадиле четыре яблока прорезных граненых с перьями, в тех яблоках яблоки ж костяные золоченые; меж прорезных яблок три пояса выточены гладью на тех поясах сделано по шести перей точеных с блюдцы и с шанданы; утверждено (паникадило) на железном веретене; под нижним большим яблоком выточено яблоко ж гладью с поясками, в нем утверждено кольцо костяное ж». Были паникадила и в домах бояр. Cоставленная в 1689 г. опись конфискованного имущества опальных князей Голицыных упоминает паникадило костяное ценою в 200 рублей, костяное паникадило ценою в 50 рублей, хрустальное паникадило в шесть подсвечников, оловянное паникадило и т.д. На одном из uолицынских паникадил в центре было не яблоко (шар), а одноглавый орел «из ног его лосевая голова деревянная с рогами вызолоченна», к которой крепилось 6 шендалов. Паникадила висели на цепях или вожжах из веревки, обтянутой бархатом.

паникадило Успенского собора 

Уличного освещения в средневековой Москве не существовало. Напротив, улицы, погруженные во тьму перегораживались деревянными решетками, у которых стояла стража. Подобные меры предпринимались против разбойников, поджигателей и иных «лихих» людей. Иностранцы, посещавшие Москву в XVII в. свидетельствуют, что москвичей ходивших по ночным улицам ждал арест и наказание. Пробиравшегося по улицам в случае крайней необходимости знатного человека должны были сопровождать слуги, которые несли фонарь. Завидев свиту и человека с фонарем, решеточники пропускали путников. В это время в Западной Европе уже предпринимались первые шаги к введению уличного освещения.

В Париже с 1558 г. на углах улиц вывешивались котелки с горящей смолой. В Лондоне жителей обязывали к тому, чтобы они ставили фонари перед своими домами. В 1682 г. Вильгельм Оранский окончательно утвердил повинность жителей по организации постоянного уличного освещения. К концу XVII—началу XVIII вв. большинство больших и малых городов Западной Европы имели уличное освещение, главное назначение которого было противодействовать ночным грабежам.

В России первое уличное освещение было введено в Санкт-Петербурге указом Петра I от 1721 г. По этому указу в городе было установлено 595 уличных фонарей. Москва при Петре I освещалась фонарями, ставившимися горожанами и иллюминацией только в случае празднеств.

Начало уличного освещения Москвы было положено указом императрицы Анны Иоанновны от 27 ноября 1730 г. Он гласил: «На Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей сделать из полицмейстерской канцелярии и поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажен, все в меру линейно, такие от канцелярии образцовые фонари объявлены и ценою стали каждый по рублю и чтобы все они были поставлены декабря к 25-му числу; а деньги на то строение надлежит отпустить из штатс-конторы и сделав оные, для содержания в тех фонаря и починкою отдать обывателям, в которых вместо свеч зажигать масло конопляное с фитилем в какие ночи, когда о том в полицию приказ от Двора Ее Императорского Величества будет. А для показания, как в тех фонарях масло зажигать, взять из Санкт-петербургской полиции фурманщиков 10 человек и распределить сих к смотрению по улицам, и быть в тех фонарях огню до полуночи, а покамест оные фонари и столбы сделаны будут, на Москве объявить чтоб в те дни когда приказано будет всяких чинов люди, которые по всем большим улицам домы свои имеют, те б у кого палаты и хоромы сделаны по улицам, в окнах свечи ставлены были смотря по окнам свечи по 3, по 4, а в малых по 2, также бы и фонари были слюденые или стекляные, а паюсных и холстинных отнюдь не было и гореть тем свечам до окончания полуночи».

В 1732 г. был издан указ об освещении местности и за пределами Земляного города – в Воронцовской слободе за Яузой, за Серпуховскими и Калужскими воротами, за Красными воротами, в Мещанской слободе. При этом устанавливалось следующее расстояние между фонарями: в центре города – 10 саженей, в Белом городе – 15-20 саженей, на окраинах – 20-30 саженей. Как видно из указа первые московские фонари были на конопляном масле с фитилями. В конце XVIII в. уличные фонари стояли в Москве на расстоянии 40 саженей, а в кривых переулках – 20 саженей. Всего в городе было 3 500 фонарей, на содержание которых отпускалось 4 550 рублей, по 1 рублю 30 копеек га каждый фонарь. На масло и фитили расходовалась весьма значительная сумма в 12 тысяч рублей. Фонари находились в ведении Московской управы благочиния, а надзирали за ними «казенные извозчики», исполнявшие к тому же функции пожарных.

Уличный фонарь XVIII в 

В 1800 г. в Москве было 6 559 фонарей, из которых 4 614 крепились на столбах, остальные – на стенах домов. Фонари горели в период с сентября по май. Всего же сжигалось в год 5 900 пудов масла, 38 пудов фитиля. Освещение производилось за счет особого налога с жителей – по 50 копеек с каждого покоя в доме, а с лавок и погребов – по рублю. Расходы за каждые годы колеблется. В 1801 г. они достигли 36 326 рублей в год, в 1802 г. – 23 846 рублей.

Заведование уличным освещением по-прежнему входило в функции пожарной экспедиции, и только в 1861 г. было передано подрядчикам. В 1805 г. было установлено еще 800 фонарей-реверберов, которые были трехсторонними и отражали свет на три стороны. В 1806 г. на освещение города расходовалось 50 тысяч рублей. Масла уходило в год 10 518 пудов, фитиля – до 70 пудов. На оплату труда фонарщиков уходило 1 300 рублей в месяц.

В пожаре Москвы в 1812 г. погибло множество фонарей. В 1820-х годах их было всего 5 200, в то время как, в 1801 г. более 6 500 В 1823 г. было издано положение, определившее городские расходы и доходы, в том числе и четко обозначавшее средства, отпускаемые на восстановление и развитие уличного освещения. В городской бюджет были внесены суммы на устройство в Москве еще 2 383 фонарей, которые должны были быть поставлены в течении 2-3 лет. Всего на нужды городского освещения в бюджете была заложена весьма значительная сумма в 146 633 рубля ассигнациями (39 310 рублей серебром).

В первой половине XIX в., как и ранее, освещение длилось восемь месяцев в году (с сентября по апрель) и то не каждый день, а 18 дней в каждом месяце. Фонари тушились в 3 часа утра. В 1850 г. на московских улицах горели около 8 000 фонарей, однако, крупных изменений в организации уличного освещения за период с 1812 г. не произошло. Наиболее распространенным видом фонарей были масляные. С конца 1840-х гг. появляется так называемый варшавский фонарь, в котором вместо конопляного использовалось лампадное масло. Такие фонари давали значительно больше света, но число их было невелико (в 1849 г. – 100, в 1857 г. – 157). С конца 1840-х гг. до девяти месяцев увеличился период горения фонарей (август-апрель) по 24 ночи каждый месяц.

С начала 1850-х гг. в фонарях используется спирто-скипидарная жидкость. Высочайшее повеление использовать в уличных фонарях спиртовую жидкость последовало еще в 1848 г., но поскольку оно практически не исполнялось в Москве, в 1853 г. последовало повторное повеление с указанием организовать специальный комитет для принятия мер к скорейшему проведению в жизнь этой перемены. В 1854 г. спиртовых фонарей в Москве было всего 243, они находились в Кремле, у Китайгородской стены, напротив театра, у Охотного ряда. Ко времени введения керосинового освещения в 1862 г. в Москве было уже 2 232 спиртовых фонаря.

Первые предложения о введении газового освещения в Москве появились в 1861 г. Специальные комиссии московского обер-полицмейстера и московской Городской думы рассматривали этот вопрос и постановили организовать конкурс проектов по введению в Москве газового освещения, чтобы выбрать наиболее выгодный и приемлемый план. В результате этого конкурса в 1865 г. контракт о введении в Москве газового освещения был заключен с фирмой Букье и Гольдсмита. Предприниматели энергично взялись за дело, и в 1866 г. несколько московских улиц были целиком освещены газовыми фонарями.

Электрический фонарь на Красной площади. Источник: pastvu.com, загружено twill 

В 1883 г. при коронации Александра III было впервые использовано электрическое освещение для оформления празднества, и в том же году первые электрические фонари были установлены на Кремлевской набережной. Началась новая эпоха…

Поделиться

Отменить